Следует
отметить, что «правило величины 70» обычно применяется тогда, когда
надо, например, установить, сколько потребуется времени, чтобы
реальный ВВП или ваши личные сбережения удвоились.
Высокая инфляция является общей проблемой стран с переход ной
экономикой и снижение ее темпов — одна из основных задач
макроэкономической политики. В период централизованного управления
экономикой инфляция проявлялась в форме дефицита товаров, цены на
которые устанавливались государством значительно ниже мирового уровня
(так называемая подавленная инфляция). В Кыргызстане либерализация
цен, начатая в 1992 г., к настоящему времени завершена, однако на ряд
товаров и услуг (электроэнергия, общественный транспорт, услуги
жилищного хозяйства) цены все еще остаются под контролем правительства
и местных органов власти. Либерализация цен обычно сопровождается таким
открытием внешней торговли, что, в свою очередь, может привести к
девальвации обменного курса. В большинстве стран переходного периода
связь внутренних цен с обменным курсом более тесная, чем в развитых
промышленных странах, так как экономика этих стран зависит от импорта
либо от экспорта монопродукции (нефть, газ, золото и др.). В частности
в нашей республике в связи с высокой степенью открытости экономики
принят режим плавающего регулирующего обменного курса, и, поскольку
многие потребительские товары импортируются, то изменение цен на
внутреннем рынке во многом зависит от цен стран — торговых партнеров и
обменного курса. Ограничительная денежно-кредитная политика,
проводимая в Кыргызстане в начальном периоде реформ, способствовала
значительному спаду темпов инфляции (с 87,2 % в 1994 г. до 14,8 % в
1997 г.). Однако в 1996 г. темп роста денежной массы снизился более чем
в 3,5 раза, а темп инфляции -повысился до 35 %. Это указывает на
возрастающее влияние немонетарных факторов. Таким образом, в нашей
республике можно выделить следующие группы инфляционных факторов:
¦ монетарные (рост денежной массы),
¦ немонетарные (административное повышение цен на ряд товаров и
услуг, колебание цен на продукцию предприятий-монополистов, введение
новых налогов и пошлин),
¦ колебание обменного курса,
¦ объективный процесс приближения внутренних цен к уровню мировых.
Одной из внутренних причин инфляции в период структурных реформ
является рост бюджетного дефицита, который возникает из-за того, что в
большинстве стран переходного периода в процессе проведения реформ не
удается сократить государственные расходы и увеличить налоговые
поступления, так как обычно происходит процесс реорганизации и
ликвидации убыточных государственных предприятий, а частный сектор
недостаточно развит. Вследствие этого дефицит бюджета покрывался за
счет кредитов центрального банка и внешних займов. Рассмотрим уровень
инфляции в развитых странах (таб. 1):
Таблица 1. Уровень инфляции в развитых странах (ежегодное изменение, %)
Страна
|
1990.
|
1995.
|
2000
|
2004
|
2005.
|
2006
|
Все развитые страны
|
4,9
|
2,3
|
2,5
|
2,4
|
2.3
|
2.3
|
Ведущая семерка стран
|
4,7
|
2,2
|
2,5
|
1,9
|
1,9
|
2.2
|
США
|
5,4
|
2,8
|
3,4
|
2,6
|
2,4
|
2,1
|
Япония
|
зд
|
-0,1
|
-0.7
|
- од
|
0.1
|
0,6
|
Германия
|
2,7
|
1,9
|
1.4
|
1,7
|
1.3
|
0,6
|
Франция
|
3,4
|
1,7
|
1,8
|
2,3
|
1.8
|
1.8
|
Англия
|
9,5
|
3,4
|
0,8
|
1,3
|
1,7
|
2,1
|
Италия
|
6,5
|
5,3
|
2,6
|
2,1
|
2,5
|
2.2
|
Канада
|
4,7
|
2,2
|
2,7
|
2,6
|
2,4
|
2,1 |
|